Адаптация. Что нужно знать...
Адаптация - это приспособление к изменяющимся условиям. А жизнь малыша, поступающего в детский сад, меняется очень резко. Непривычная еда, непривычные игры, отсутствие рядом мамы, постоянный контакт с другими детьми... Как же помочь ребенку пережить этот сложный период?
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках дошкольных учреждений.
Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Подготовка малыша к поступлению в учреждение дошкольного образования предусматривает правильное воспитание. До поступления ребенка в учреждение дошкольного образования постарайтесь отучить ребенка от вредных привычек (засыпать при укачивании и с пустышкой, сосать пальцы, кормить с отвлечением на книжки или игрушки и т.п.). Научите всем необходимым навыкам самообслуживания (есть ложкой, пить из чашки, одеваться-раздеваться, самостоятельной игре с игрушками, общению со сверстниками).
- Заранее узнайте все новые моменты в режиме дня в учреждении дошкольного образования и введите их в режиме дня ребенка дома.
- Подробно рассказывайте ребенку, что его ждет в яслях. Пусть малыш ожидает посещения дошкольного учреждения с положительными эмоциями, а не воспринимает как неожиданность или неприятную необходимость.
- Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с дошкольным учреждением.
- Отправляйте ребенка в ясли только здоровым.
- Облегчите малышу задачу самообслуживания простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине (главный принцип – чем проще, тем лучше), обувь выбирайте на липучках.
- Планируйте своё время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком дошкольного учреждения у Вас была возможность не оставлять его в группе на целый день.
- Оставляя ребенка в дошкольном учреждении, постарайтесь быть спокойными и уверенными сами, так как малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.
- Будьте тверды и последовательны в своих поступках, не позволяйте ребенку манипулировать собой и вынуждать забирать его из яслей домой без всякой необходимости.
- Не затягивайте расставание долгими объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями.
- Придумайте и отрепетируйте несколько способов прощания с ребенком, например воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, обоюдное поглаживание по спинке и др., что поможет отвлечь его от грустных мыслей.
- Поддерживайте дома спокойную обстановку.
- Не демонстрируйте излишнюю подозрительность, спрашивая, не обижают ли малыша в яслях.
- Не говорите в присутствии ребенка плохо о дошкольном учреждении.
- Дайте ребенку возможность после яслей побегать, попрыгать, поиграть в подвижные игры, сходите вместе с ними в парк, на игровую площадку.
- Будьте благоразумны и помогите малышу войти в новую жизнь!