Организация питания

«НА ЗДОРОВЬЕ» – О КУЛЬТУРЕ ПИТАНИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА

 

Согласно исследованиям психологов, один из вопросов который чаще всего задают родители своим детям: «А что ты сегодня кушал?» И в этом нет ничего удивительного, потому что питание – это важная составляющая здоровья и источник сил для продуктивной жизни в любом возрасте.

Очень важно воспитывать культуру в разных сферах жизни, в том числе потребления пищи, с раннего возраста.

Малышу прививают важные гигиенические навыки, связанные с приемами пищи: мыть руки перед едой, полоскать рот после еды, пользоваться столовыми приборами и салфетками; приучают тщательно и бесшумно пережевывать пищу, аккуратно есть и правильно сидеть за столом. По мере взросления ребенка его навыки поведения за столом совершенствуются.

Большое значение при организации процесса кормления имеет все то, что включает в себя понятие «культура питания».

Бывает так, что любящие родители заботятся о том, какими продуктами можно кормить малыша, чтобы питание было полезным, и какие блюда лучше готовить, но сама культура питания уходит на второй план.

Рекомендации для заботливых родителей

Чем раньше у ребенка сформированы соответствующие нормам навыки культуры еды, тем они прочнее закрепятся и станут хорошей привычкой.

Умея вести себя за столом, малыш будет чувствовать себя уверенно в детском коллективе и любой новой обстановке.

Начинайте приучать ребенка к культуре питания с соблюдения правил личной гигиены (мыть руки по мере загрязнения, перед едой, самостоятельно намыливать руки до образования пены, тщательно их смывать под небольшой струйкой воды, вытирать личным полотенцем, вешать его на место).

Расскажите ребенку, что правильный уход за телом сделает его сильным, здоровым, защитит от микробов.

Процесс мытья рук можно превратить в игру-соревнование «У кого будет больше пены». Например, во время умывания предложить новое мыло в красивой обёртке, развернуть его, рассмотреть, понюхать: «Как ты думаешь, мыло хорошо пенится! Давай проверим?»

Мытье рук перед едой должно стать для ребенка естественной и неотъемлемой частью приема пищи.

Можно рассмотреть картинки и иллюстрации, прочитать стихотворение В. Бредихина «Раз микроб, два микроб».

 

Поселился раз микроб

И ещё один микроб,

И ещё один микроб,

Под ногтём у Паши.

– Хорошо! – сказал микроб

И ещё один микроб,

И ещё один микроб, –

В новом доме нашем.

Здесь тепло, светло, уют,

Грязно тут и гадко тут.

А такая гадость

Нам, микробам, в радость.

Жил бы дальше тот микроб

И ещё один микроб,

И ещё один микроб,

Дети их и внуки.

Стали б строить небоскрёб,

Счастье быть у них могло б,

Только Паша взял и оп, –

С мылом вымыл руки.

 

Просмотрите совместно с малышом мультфильмы, например, «Мойдодыр», «Федорино горе», «Сказочное путешествие в страну Гигиены», обсудите поступки и поведение героев.

Обратите внимание: детская посуда должна быть привлекательной внешне для малыша, возможно с изображением любимых мультипликационных или сказочных героев. Безопасна, устойчива и удобна.

Постарайтесь перед едой избегать шумных игр, эмоциональных впечатлений.

Во время кормления важно создать у ребёнка хорошее, позитивное настроение. Малыши неусидчивы в силу своего возраста, старайтесь сосредоточить внимание ребенка на еде. Говорите малышу о вкусности и полезности приготовленного блюда (каши, сырников, салата и т.д.). Не рассказывайте «неаппетитных историй».

Используйте ритуалы и потешки, чтобы настроить ребенка на прием пищи:

СУПЧИК

Супчик ели, Супчик ели, Поскорей бы супчик съели! Много кушать? Ну, так что ж, Ай да супчик! Ай, хорош!

ОЛАДУШКИ

Мы весёлые кружки! Мы, оладушки-дружки! С мёдом, маслом ешьте нас, Уж готовы целый час!

МАКАРОШКИ

Макарошки, макарошки, Мчатся по полю, дорожке! И зачем спешить, лететь? В супчик к деткам чтоб успеть!

В процессе кормления не торопите ребенка. Поддерживайте и поощряйте желание малыша кушать самостоятельно.

Культура питания включает в себя и умение красиво вести себя за столом.

Следует приучать ребенка:

- сидеть за столом прямо, не слишком далеко, чуть наклоняясь во время еды,

- не нависать над тарелкой,

- набирать небольшое количество пищи в ложку, на вилку,

- принимать пищу аккуратно,

- не брать в рот сразу много еды,

- пережевывать пищу с закрытым ртом,

- не глотать ее большими кусками,

- не размахивать столовыми приборами,

- пользоваться салфеткой,

- благодарить после еды.

Полезно переключить внимание малыша, если он, например, размазывает еду по тарелке, катает хлебные шарики, играет столовыми приборами, особенно вилкой. Объясните, что он, может пораниться, подавиться.

Хвалите малыша, если он правильно пользуется столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой – с 2 лет 6 месяцев, салфеткой). Пригласите гостей или продемонстрируйте интересные семейные традиции в культуре питания, чтобы укрепить интерес ребенка к использованию данных правил.

Старайтесь не делать резких замечаний и не критиковать малыша по поводу неправильного поведения за столом. Выработайте, по договоренности с ребенком, секретный знак, которым вы бы могли ему наполнить о правиле, которое он чаще всего забывает и при этом не привлечь внимание других людей.

Приятного аппетита, Здоровья Вам и Вашим детям!

 

Поддубская Н.О., Василенко О.Н. Рекомендации для родителей по социально-нравственному и личностному развитию детей раннего и дошкольного возраста в различных видах деятельности

 

Какую литературу можно порекомендовать родителям о правильном питании детей?

 

  1. Детское питание от 0 до 7 лет / Ред. Т. Решетник. – М.: Эксмо, 2011.

В книге рассказывается, как правильно организовать питание ребенка в зависимости от возраста, как сделать безопасной обработку продуктов, представлено большое количество рецептов блюд из самых разных и, главное, полезных продуктов. Рекомендации, приведенные в данной книге, помогут вырастить своих детей здоровыми и крепкими, а содержащиеся в ней меню - сделать их питание разнообразным, богатым полезными и необходимыми для роста веществами.

  1. Ситнова А. Proпитание детей: без слёз и уговоров. – М.: Изд-во АСТ, 2020.

В книге рассказывается о том, сколько ребенок дошкольного возраста должен есть, чем его питание должно отличаться от питания взрослого, нужно ли ребенку давать витамины, нужно ли ограничивать его в сладком, как кормить малоежку. В книге также даются советы о том, как кормить ребёнка без стрессов, уговоров, самолетиков и паровозиков.

  1. Ламм К., Фернхольм А. Большая книга о еде и детях. – М.: Попурри, 2020.

В этой книге вы найдете множество советов, как помочь ребенку освоиться в мире пищи, научитесь предупреждать аллергию, находить общий язык с маленькими гастрономическими скептиками и делать еду достаточно полезной и питательной для растущего детского организма. Автор предлагает «полезные трюки» в организации питания капризных детей.

  1. Левадная А., Доктор аннамама, у меня вопрос. Как кормить ребенка? – М.: Эксмо, 2019.

В этой книге содержится подробная информация о рационе ребенка с первых дней жизни до школьных лет, основанная на самых актуальных исследованиях. Книга отвечает на вопросы о том, как приготовить вкусную и полезную еду, составить сбалансированное меню, да еще и не спровоцировать пищевую аллергию, как принимать витаминные препараты, йод, как преодолеть патологические состояния у детей.

      В соответствии со статьей 38 Кодекса Республики Беларусь об образовании (далее — Кодекс) обеспечение питанием является одной из мер социальной защиты обучающихся.

Организация питания обучающихся в учреждениях образования осуществляется согласно статье 40 Кодекса в соответствии с нормативными правовыми и иными актами.

Питание в учреждении образования осуществляется в соответствии с методические рекомендациями по организации питания в учреждениях образования в 2024/2025 уч. году.