Развитие речи ребенка во многом обусловлено тем, как часто читают родители ему книги, насколько они смогли привить ему интерес к книгам и чтению. Расширение словарного запаса, развитие способности удерживать сюжет в памяти, формирование грамматического строя речи – всё это обеспечивает чтение. Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем (поэтом) и слушателем (читателем). Родители часто не знают, какие книги лучше читать детям, учитывая тот факт, как поменялся сильно современный мир, а вместе с ним и предпочтения детей. В выборе детских книг большую помощь может оказать воспитатель. Итак, какие правила для отбора детской литературы для чтения детям он может подсказать родителю?
Правило 1. Читать лучше всего детям то, что когда-то очень нравилось вам самому, когда вы были ребенком. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых реалий и образов, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит как речевое, так и нравственное и умственное развитие ребенка. Но интерес к книге передается от взрослого к ребенку через то вдохновение, удовольствие и эмоциональное состояние радости, которое испытывает взрослый при чтении его любимой детской книги. Поэтому родителям лучше всего порекомендовать отыскать книгу, которой они зачитывались в детстве, и прочесть ее детям. Если такая книга сохранилась и осталась в неизменном виде в домашней библиотеке, она вызовет еще больший интерес и восторг как у родителя, так и ребенка.
Правило 2. Начинать с красочно и богато иллюстрированных и интерактивных книг. Книги с высокохудожественными, крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями – это обязательное требование к отбору литературы для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Пусть в таких книгах для начала освещается и иллюстрируется только одно какое-то событие или несколько событий, но происходящих линейно – одно за другим. С помощью картинок ребенку будет легко эту цепочку событий понять. Ребенку дошкольного возраста также очень интересны книги, позволяющие делать что-то самостоятельно, — наклеивать стикеры, раскрашивать картинки, открывать окошки, ощупывать разные по фактуре вкладыши. Такой тип книг называется интерактивными. Если ребёнок уже научился и полюбил читать, можно пробовать вводить в ваше литературное «меню» не очень иллюстрированные книги – это развивает воображение. Для возраста от 4 до 6 подходят длинные истории, состоящие из нескольких глав, которые можно читать много вечеров подряд.
Правило 3. Не нужно бояться детских книг с незнакомыми ребенку словами. Главное требование к тесту книг, которые можно читать ребенку, это высокохудожественный литературный язык, в меру адаптированный к пониманию детьми. В таком языке обязательно присутствуют незнакомые для ребенка слова и выражения. Если таких слов не очень много и в целом сюжет и идея истории понятна ребенку, такая книга очень хорошо разовьет умения говорения. Во-первых, ребенок понимает намного больше, чем нам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса будет способствовать развитию речи.
Правило 4. Прислушиваться к текущим интересам ребенка и подбирать книги на соответствующую его интересам тематику. Универсальный список книг подобрать для детей дошкольного возраста, который бы понравился всем без исключения детям, очень сложно. Поэтому важно отслеживать текущие увлечения и интересы ребенка, чем он сейчас живет, что его больше всего волнует, какой у него индивидуальный опыт. Дети, которые любят играть с игрушками, будут с большим удовольствием слушать сюжеты на тему игрушек. Дети, которым интереснее всего общение со сверстниками, будут рады книгам о дружбе, межличностных отношениях детей, а увлеченные техникой ребята смогут хорошо понять современные технические сказки. Выбор книг, сюжет которых близок повседневной реальности ребенка, его свободному времяпровождению, кружкам и студиям, которые он посещает, проблемам, которые он испытывает, окружению, в котором он растет, – идеальный выбор для ребенка. Поскольку интересы ребенка постоянно меняются, то и меню книг, которые ему читают родители, также должно постоянно обновляться.
Титовец Т.Е. Методические рекомендации для педагогических работников учреждений дошкольного образования по использованию информационных материалов для родителей, способствующих развитию личности ребенка в различных видах деятельности