Советы дефектолога

Какие игровые приемы позволяют сделать чтение книг увлекательным и полезным для развития речи?

 

 

Прием «Сочиняю свой рассказ по иллюстрации» (для детей 2-5 лет). Прежде чем читать ребенку сказку или историю, ему можно показать иллюстрации и предложить угадать, о чем будет эта книга: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т.п. Дети узнают на иллюстрациях персонажей, характеризуют их, доказывают свое мнение, а потом слушают с интересом сказку, чтобы сравнить свою версию истории с истинной.

Прием «Продолжи историю» (для детей 4-6 лет). Читая сказку, можно останавливаться в интересных местах, перед неожиданным поворотом событий, и предложить ребенку угадать, что будет дальше.

Прием «Что бы было если?» (для детей 4-6 лет). После прочтения истории можно предложить ребенку поразмышлять, как бы поменялись действия персонажа при ином повороте событий. Таких новых сюжетных линий можно сочинить бесконечное множество.

Прием «Мой бумажный театр» (для детей 2-6 лет). На основе прочитанной книги ребенок может изобразить каждого из персонажей на отдельном листе бумаге (не обязательно всех сразу, можно рисовать по одному персонажу в день). По желанию ребенка, каждого персонажа можно вырезать по контуру рисунка.  Все персонажи одной сказки вкладываются в единую для них папку или коробку, которая оформляется как сказочный домик. В этот домик можно также добавлять декорации сказки (в виде рисунков, аппликаций), которые может подготовить сам ребенок. Затем он может играть со своими персонажами, придумывая для них новые сюжеты и рассказывая их другим.

 

Перечень книг для детей дошкольного возраста, от которых получат удовольствие и родители, и дети

 

Основной перечень рекомендуемой литературы для детей дошкольного возраста представлен в учебной программе дошкольного образования. В данном списке вы найдете книги, которые можно использовать в дополнение программы как рекомендацию для чтения детям дома.

Женевьева Юрье «Большая книга кроличьих историй» (для детей 5-7 лет)

Андрей Усачёв «Умная собачка Соня» (для детей 4-5 лет)

Свен Нурдквист «Именинный пирог» и другие рассказы (для детей 5-7 лет)

Гана Доскочилова, Эдуард Петишка, Зденек Милер «Кротик» (для детей 4-5 лет)

Эдуард Успенский «Про девочку Веру и обезьянку Анфису» (для детей 4-7 лет)

Пол Стюарт «Сказки о ежике и кролике» (для детей 3-4 лет)

Лаймен Фрэнк Баум «Волшебник из страны Оз» (для детей 5-7 лет)

Ян Экхольм «Тутта Карлссон, Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый» (для детей 5-7 лет)

Анне-Катрине Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик» (для детей 5-7 лет)

Турбьёрн Эгнер «Приключения в лесу Ёлки-на-горке» (для детей 4-5 лет)

Энн Хогарт «Мафин и его веселые друзья» (для детей 4-5 лет)

Отрид Пройслер «Приключения маленького гнома Хёрбе» (для детей 5-7 лет)

 

Что нужно делать родителям для стимулирования развития речи ребенка в семье?

 

Воспитатель дошкольного образования может дать следующие рекомендации родителям по развитии речи их ребенка в условиях семьи:

  • рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства;
  • рассказывать о своей работе;
  • показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать об их свойствах;
  • рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года;
  • ходить с детьми на экскурсии;
  • объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью;
  • собственными действиями и поступками демонстрировать бережное отношение к животным, к представителям животного мира, другим людям;
  • заучивать с ребенком стихотворения, потешки, прибаутки и т.д.

 

Как помочь родителям подобрать книги для чтения ребенку?

 

Развитие речи ребенка во многом обусловлено тем, как часто читают родители ему книги, насколько они смогли привить ему интерес к книгам и чтению. Расширение словарного запаса, развитие способности удерживать сюжет в памяти, формирование грамматического строя речи – всё это обеспечивает чтение. Ребёнок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребёнка зависит от взрослых, которые берут в руки книгу и становятся посредником между писателем (поэтом) и слушателем (читателем). Родители часто не знают, какие книги лучше читать детям, учитывая тот факт, как поменялся сильно современный мир, а вместе с ним и предпочтения детей. В выборе детских книг большую помощь может оказать воспитатель. Итак, какие правила для отбора детской литературы для чтения детям он может подсказать родителю?

Правило 1. Читать лучше всего детям то, что когда-то очень нравилось вам самому, когда вы были ребенком. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литературу, наслаждаться ею, как искусством, понимать сложность изображённых реалий и образов, искренне увлекаться событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, уметь передавать свои чувства и переживания детям. От того, как сложатся у ребёнка первые «отношения» с книгой, зависит как речевое, так и нравственное и умственное развитие ребенка. Но интерес к книге передается от взрослого к ребенку через то вдохновение, удовольствие и эмоциональное состояние радости, которое испытывает взрослый при чтении его любимой детской книги. Поэтому родителям лучше всего порекомендовать отыскать книгу, которой они зачитывались в детстве, и прочесть ее детям. Если такая книга сохранилась и осталась в неизменном виде в домашней библиотеке, она вызовет еще больший интерес и восторг как у родителя, так и ребенка.

Правило 2. Начинать с красочно и богато иллюстрированных и интерактивных книг. Книги с высокохудожественными, крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями – это обязательное требование к отбору литературы для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Пусть в таких книгах для начала освещается и иллюстрируется только одно какое-то событие или несколько событий, но происходящих линейно – одно за другим. С помощью картинок ребенку будет легко эту цепочку событий понять. Ребенку дошкольного возраста также очень интересны книги, позволяющие делать что-то самостоятельно, — наклеивать стикеры, раскрашивать картинки, открывать окошки, ощупывать разные по фактуре вкладыши. Такой тип книг называется интерактивными. Если ребёнок уже научился и полюбил читать, можно пробовать вводить в ваше литературное «меню» не очень иллюстрированные книги – это развивает воображение. Для возраста от 4 до 6 подходят длинные истории, состоящие из нескольких глав, которые можно читать много вечеров подряд.

Правило 3. Не нужно бояться детских книг с незнакомыми ребенку словами. Главное требование к тесту книг, которые можно читать ребенку, это высокохудожественный литературный язык, в меру адаптированный к пониманию детьми. В таком языке обязательно присутствуют незнакомые для ребенка слова и выражения. Если таких слов не очень много и в целом сюжет и идея истории понятна ребенку, такая книга очень хорошо разовьет умения говорения. Во-первых, ребенок понимает намного больше, чем нам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса будет способствовать развитию речи.

Правило 4. Прислушиваться к текущим интересам ребенка и подбирать книги на соответствующую его интересам тематику. Универсальный список книг подобрать для детей дошкольного возраста, который бы понравился всем без исключения детям, очень сложно. Поэтому важно отслеживать текущие увлечения и интересы ребенка, чем он сейчас живет, что его больше всего волнует, какой у него индивидуальный опыт. Дети, которые любят играть с игрушками, будут с большим удовольствием слушать сюжеты на тему игрушек. Дети, которым интереснее всего общение со сверстниками, будут рады книгам о дружбе, межличностных отношениях детей, а увлеченные техникой ребята смогут хорошо понять современные технические сказки. Выбор книг, сюжет которых близок повседневной реальности ребенка, его свободному времяпровождению, кружкам и студиям, которые он посещает, проблемам, которые он испытывает, окружению, в котором он растет, – идеальный выбор для ребенка. Поскольку интересы ребенка постоянно меняются, то и меню книг, которые ему читают родители, также должно постоянно обновляться.

Титовец Т.Е. Методические рекомендации для педагогических работников учреждений дошкольного образования по использованию информационных материалов для родителей, способствующих развитию личности ребенка в различных видах деятельности

 

График работы учителя-дефектолога специальной группы №7 для детей с ТНР Мед Аллы Вячеславовны

27.08.2024

ГРАФИК РАБОТЫ

 

учителя-дефектолога ГУО «Детский сад № 70 г. Гродно»

Мед Аллы Вячеславовны на 2024/2025 учебный год

  

Педагогическая нагрузка – 20 часов в неделю.

 

Понедельник                         08.00-12.00

Вторник                                08.00-12.00

Среда                                   08.00-12.00

Четверг                                 08.00-12.00       

Пятница                                08.00-12.00

 

 

 Консультирование родителей 1-й понедельник месяца 07.30-08.00

 Консультирование педагогов 1-й вторник месяца 07.30-08.00

График работы учителя-дефектолога ПКПП Дагиль Ольги Марьяновны

26.08.2024

График работы учителя-дефектолога

 ГУО «Детский сад №70 г.Гродно» Дагиль Ольги Марьяновны

Педагогическая нагрузка - 25 часов в неделю

 

    Дни недели        Рабочее время

Понедельник          8.30 – 13.00

                              15.00 – 17.30

 Вторник                 8.00 – 12.50

   Среда                   8.00 – 12.50

 Четверг                 8.00 – 12.50

 Пятница                8.00 – 12.50

 

      Обеденный перерыв            Понедельник         13.00 – 15.00

                                                  Вторник               11.00 –  11.20

                                                  Среда                    9.00 – 9.20

                                                  Четверг                11.00 – 11.20

                                                 Пятница                11.00 – 11.20                                                                                                                

           Консультирование родителей   1-й вторник  месяца    12.50 – 13.20

           Консультирование педагогов   1-й вторник  месяца     13.20 – 13.50

 

График работы учителя-дефектолога ПКПП Чилек Елены Вацлавовны

26.08.2024

График работы учителя-дефектолога

ГУО «Детский сад №70 г.Гродно» Чилек Елены Вацлавовны

Педагогическая нагрузка - 20 часов в неделю

             

  Дни недели      Рабочее время

Понедельник        8.00-12.00

Вторник                8.00-12.00

 Среда                 8.00-12.00

 Четверг                8.00-12.00

Пятница                8.00-12.00

 

              Консультирование родителей   1-й понедельник месяца    07.30 – 08.00

             Консультирование педагогов   1-й понедельник месяца     12.00 – 12.30

Организация работы учителя-дефектолога в ПКПП

26.08.2024

 

   В ПКПП (пункт коррекционно-педагогической помощи) коррекционная работа ведётся целенаправленно и систематически. С целью выявления нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи учителем-дефектологом ПКПП проводится предварительное обследование детей (при наличии согласия родителей обучающихся) в декабре-январе месяце. По итогам предварительного обследования выявляются дошкольники, которые нуждаются в коррекционно-педагогической помощи. Учитель-дефектолог информирует родителей о результатах и необходимости коррекционно-педагогической помощи. Также сообщает о процедуре психолого-медико-педагогического обследования специалистами ЦКРОиР для получения заключения с рекомендациями об оказании коррекционно-педагогической помощи.

  Зачисление в ПКПП осуществляется приказом руководителя учреждения образования на основании следующих документов:

  1. Заключение ЦКРОиР;
  2. Заявление законного представителя обучающегося.

  В период с 2 по 15 сентября текущего учебного года проводится углубленное обследование   и распределение по группам детей с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП. Основной целью обследования является выявление речевых способностей детей:

-уровня развития общих речевых навыков;

-состояние речевой моторики;

-состояние звукопроизношения;

-общее развитие ребёнка;

-уровень понимания речи;

-состояние словаря;

-уровень развития лексико-грамматической стороны речи (словообразование, словоизменение);

-уровень развития связной устной речи (составление рассказа по картинке, по серии картин; пересказ; рассказ-описание или рассказ по представлению).

Не менее важной целью обследования является выявление сопутствующих нарушений:

-внимания;

-памяти;

-логического мышления;

-мелкой моторики пальцев рук;

-общей моторики.

  Результаты обследования заносятся в индивидуальную карту углубленного психолого-педагогического обследования ребёнка.

 На основе результатов обследования организуется коррекционная работа с дошкольниками с ОПФР. Основной формой организации коррекционного процесса в ПКПП являются групповые (по 5-6 детей), подгрупповые и индивидуальные занятия. Они проводятся в период с 16 сентября по 25 мая. Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учётом требований санитарных норм и правил.

  1. Групповые занятия 15-30 минут;
  2. Индивидуальные15-25 минут.

 Реализуя комплексный подход к преодолению речевых нарушений необходимо осуществлять взаимосвязь в работе с родителями. Основная цель взаимодействия — создание условий для преодоления речевого нарушения, которые наиболее соответствовали бы возрастным особенностям и индивидуальным возможностям развивающейся личности ребёнка.

 Консультирование родителей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания проводится согласно плану и по запросам.

Когда следует обращаться за помощью к детскому логопеду?

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду?

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку?

На что же обратить внимание у своего ребенка:

  • если в 3-3,5 года

- ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

- в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

- он не повторяет за Вами слова,

- или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

  • если в 4 года

- у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

- не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

- все еще есть проблемы со звукопроизношением,

- ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

- допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Детский логопед поможет:

  • скорректировать произношение. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
  • подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
  • провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом случае
2024
ноябрьавгуст
19 ноября, вторник

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.

подробнее...