Поговорим о критериях готовности ребёнка к школе
Готовность к школе:
• это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Готовность к школе:
Чек-лист. Возраст 5–6 лет
Познавательная активность
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Проявляет любознательность, познавательные интересы к явлениям природной, предметной и социальной среды, недоступным внешнему наблюдению; Проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей, инициативу в решении познавательных задач; Проявляет избирательный интерес к коллекционированию и другим видам детской деятельности. |
Не проявляет устойчивый интерес к определенной области познания (природа, музыка, техника); Не выражены проявления интеллектуальных чувств и состояний (удивление, комизм, сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях и др.); Не задает взрослым и сверстникам большое количество разнообразных вопросов: определительные (Девочки любят играть с куклами?, А сосулька сладкая?), причинные (Почему корова ест зелёную траву, а молоко у неё белое?, Зачем делают прививки?), вопросы-гипотезы (Курица клюет кота, потому что он хотел съесть цыплят?).
|
Развитие сенсорных процессов (ощущение и восприятие)
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Обследует предметы последовательно и системно, использует как свои способы обследования, так и рациональные приемы, приобретенные в процессе взаимодействия со взрослым при познании предметов, сравнении их функций; Ориентируется и определяет временную последовательность в неразрывной связи с деятельностью; Проявляет эмпатию ко взрослым и сверстникам, описывает эмоциональное состояние окружающих по внешним проявлениям: мимике, пантомимике, позе, голосовой интонации (радость, гнев и др.).
|
Преобладает созерцательность, не владеет анализирующим восприятием, наблюдением; Не может дифференцировать сенсорные эталоны (различает цветовые тона по шкале светлоты, выделяет промежуточные цвета, ориентируется в вариативности геометрических форм, различает по пропорциям, величине и количеству углов и др.); Не может определить и назвать расположение в пространстве собственного тела и окружающих предметов. |
Развитие памяти и внимания
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Называет изменения и их причины в предметном и природном мире; Переключает внимание с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой, между малоизвестным видом деятельности и знакомым (распределение внимания); Использует для запоминания различные приемы: создания внешних опор (подсчет, ассоциация, мнемосхема, группировка); создания смысловых опор (классификация, достраивание материала, структурирование, аналогия); логического запоминания (подсчет, смысловое соотнесение, смысловая группировка); наглядного моделирования (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов); Владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий); Рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные).
|
Не может целенаправленно и длительно сосредоточить внимание на отдельном объекте при отвлечении от всего остального (не менее 15-20 минут); Выделяет из общего фона (рассматривание иллюстраций, наблюдение в природе, описание сверстников своей группы) менее 6–7 объектов; Не может запомнить при помощи образно-зрительной памяти и на слух 5–7 объектов; Не использует приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (не повторяет, не исправляет свои ошибки).
|
Развитие мышления
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Осуществляет мыслительный анализ: выделяет детали и систему признаков (свойств) объектов; Устанавливает сходство и различие между объектами; выделяет существенные признаки сравниваемых объектов; выполняет многостороннее (полное, по всем признакам) сравнение объектов; Группирует объекты по заданному признаку с опорой на зрительный образец и на представления; Выполняет сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности; Выявляет и называет разнообразные противоречия в явлениях природы, предметном мире, наблюдаемых проявлениях социальной жизни; Выбирает самостоятельно разные способы экспериментирования. |
Не обобщает явления в понятия (животные, растения, обувь, погодные явления), не называет общие свойства предметов и явлений, не может устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между ними; С трудом устанавливает закономерности (сериационный ряд) с опорой на зрительный образец; Не может установить разные отношения между предметами и объектами: противоположности; последовательности; функциональные: род – вид; целое – часть; причина – следствие; Не принимает и не понимает учебные интеллектуальные задачи. |
Развитие воображения
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Произвольно и самостоятельно создает образы воображения; Сочиняет развернутые и последовательные истории в различных видах деятельности; Проявляет творческую инициативу во всех видах деятельности; Применяет широкий круг замещающих действий, образов, символов (перевоплощений в игре, театральной деятельности, привычной бытовой деятельности, сочинительстве собственных историй). |
Крайне редко фантазирует в изобразительной деятельности, сочинении историй; Репродуктивное воображение, не использует приемы создания образов творческого воображении (комбинирование, типизация, смешение признаков, акцентирование, преувеличение, преуменьшение, уподобление); Не отличает (или отличает с помощью наводящих вопросов) вымысел от реальности. |
Финькевич Л.В., Сялицкая А.Л.
Чек-лист. Возраст 6–7 лет
Познавательная активность
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Проявляет любознательность, устойчивые и избирательные познавательные интересы к предметному, природному и социальному миру; Произвольно организовывает собственную познавательную деятельность, основанную на внутренних познавательных и социальных мотивах, потребностях в достижении и признании; Выдвигает собственные гипотезы, чтобы предугадать развитие событий, ситуаций межличностного взаимодействия, последствия своих поступков, экспериментов с объектами природного мира. |
Не проявляет самостоятельность и настойчивость в познавательно-практической деятельности, установлении причинно-следственных связей; Отсутствует самостоятельное целеполагание в проявлениях познавательной деятельности; Не проявляет устойчивый интерес к определенным видам деятельности, интеллектуальные чувства и эмоции (удивление, сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях и др.).
|
Развитие сенсорных процессов (ощущение и восприятие)
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Использует анализирующее восприятие и наблюдение при познании объектов окружающего мира; Осмысленно и целенаправленно использует рациональные способы при обследовании предметов (рассматривание, ощупывание, наложение, приложение); Дифференцирует и описывает разные виды сенсорных эталонов (оттенки цвета, варианты формы, величины, пространства, вкуса, запаха и др.); Применяет способы сложного моделирования в практической деятельности (конструирование из бумаги, сборка технических игрушек, модели совместной со сверстниками деятельности, модель состава слова, звуко-высотного ряда и др.). |
Не может определить и назвать собственные состояния (активность – усталость, хорошее самочувствие – плохое самочувствие), состояния других людей, персонажей сказок, не проявляет сопереживание и содействие; Не определяет и не называет расположение в пространстве собственного тела и окружающих предметов; Не может определить временную последовательность событий, длительность времени. |
Развитие памяти и внимания
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Использует для запоминания различные приемы, в том числе и приемы логического запоминания; Владеет произвольной регуляцией внимания и процессов памяти (вспоминает желаемое, проговаривает про себя и вслух план действий); Рассказывает и детально описывает образы всех видов памяти (зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные и эмоциональные); Применяет приемы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки). |
- Не может целенаправленно сосредоточиться и длительно удержать внимание (30 минут) на отдельном объекте, не отвлекаясь на посторонние; Выделяет из общего фона менее 8 объектов; Не может переключить внимание с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой; Припоминает менее 7 объектов при постановке цели «запомнить». Забывает дорогу в детский сад, имена сверстников группы; Не может запомнить и при необходимости воспроизвести детское стихотворение (8-10 строк), танцевальное движение или физическое упражнение. |
Развитие мышления
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Обобщает понятия, называет общие свойства предметов и явлений, устанавливает причинно-следственные связи и зависимости между ними; Применяет логические операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение, группировка, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация) для решения познавательных задач; Оценивает и описывает продуктивность, эффективность своей мыслительной деятельности, проявляя критичность в её оценке (Это я тут перепутал и ошибся); Выдвигает гипотезы, делает умозаключения; Находит творческое решение практических задач; Использует символические средства для познания окружающего мира (знаки, модели, схемы). |
- Не понимает условия, содержание, вопрос учебных задач; - Не может поставить цель своей деятельности, составить план действий, выбрать адекватные средства и спрогнозировать результат; Не принимает и не выполняет задание в соответствии с указаниями взрослого (воспитателя, родителя), не контролирует и не корректирует процесс достижения желаемого результата. Не может адекватно оценить себя.
|
Развитие воображения
Достижения ребенка («Что нас радует») |
Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей |
Создает новые образы (приписывает несуществующие свойства знакомым предметам, преуменьшает или преувеличивает, комбинирует и использует их в разнообразных видах своей жизнедеятельности); Использует защитную функцию воображения, чтобы отстраниться от негативных переживаний (сверстники не берут в игру – придумаю свою игру и др.).
|
Не отличает реальный и воображаемый мир, реальные последствия действий, поступков от воображаемых, не может обосновать свои выводы; Применяет узкий круг замещающих действий, образов, символов (перевоплощений в игре, театральной деятельности, привычной бытовой деятельности, сочинительстве собственных историй). |
Финькевич Л.В., Сялицкая А.Л.
Возросшие функциональные возможности детского организма в старшем дошкольном возрасте создают условия для формирования более высокой физической и умственной работоспособности. Ребенок готов к интеллектуальным нагрузкам, к длительному погружению в специально организованную учебную деятельность продолжительностью до 25–30 минут. Шестой год жизни ребенка очень важен. Его уникальность составляет среди прочего центральное новообразование – в этот период у ребёнка формируется способность к соподчинению мотивов своей деятельности, произвольная регуляция умственных действий и поведения, формирование нравственного сознания, элементов мировоззрения. Все эти изменения связаны не только с функциональной перестройкой организма, но и с психологическим взрослением ребёнка. В этом возрасте идет формирование психологической готовности ребёнка к обучению в школе. У детей зарождается желание идти в школу не только с мотивацией учиться, но и приобрести новый, более значимый социальный статус и личностную роль «школьника». Сохраняя схожие характеристики, познавательное развитие ребёнка старшего дошкольного возраста имеет определённые особенности на шестом и седьмом году жизни. Рассмотрим их дифференцированно.
Познавательное развитие ребёнка 5–6 лет
Важнейшей возрастной особенностью познавательного развития ребёнка от 5 до 6 лет становится развитие произвольности всех познавательных процессов. Иными словами, благодаря волевому действию ребёнок может целенаправленно регулировать и внимание, и восприятие, и память, и мышление, и воображение, и свои поступки. Ребёнок обнаруживает многообразные познавательные интересы и мотивы, демонстрирует активное познавательное отношение к окружающему предметному, природному миру и взаимоотношениям людей, общению и деятельности сверстников и взрослых. Особый интерес представляет для него образ собственного Я.
«Кто я? Какой я? Что я могу? Почему меня не принимают в игру?» – вот характерные вопросы ребёнка, которые он задаёт взрослым и сам пытается на них ответить. Они свидетельствуют о зарождении рефлексивных способностей ребёнка, то есть самопознания на основе сравнения себя с другими, соотнесения с нравственно-этическими правилами и оценками, ожиданиями родителей и воспитателей. Высокая любознательность ребёнка удовлетворяется теперь не только сенсорными, но умственными логическими, исследовательскими и математическими способами познания мира. Взрослым целесообразно способствовать проявлению всех интеллектуально-творческих способностей личности ребёнка, в том числе предпосылок математических, лингвистических, коммуникативных способностей. Ребенок уже воспринимает окружающий мир и самого себя целостно, осмысленно.
Благодаря процессу дифференциации всех видов чувствительности происходит качественное совершенствование всей сенсорной сферы ребёнка. Осваиваются более тонкие перцептивные действия при познании, обследовании предметов, сравнении их свойств и функций, в том числе глазомер, предметы-посредники, счёт, условные мерки, экспериментирование. Продолжают формироваться и совершенствоваться сенсорные эталоны (оттенки цвета, вариативность форм, разнообразие пространственных отношений, временные отношения, модальности звука, фонемы речи и др.). Дети способны воспринимать не только основные, типичные свойства предметов, но и их разновидности. Могут тонко замечать изменения в окружающем предметном и природном мире, в настроениях людей.
Качественно изменяются сложные виды восприятия – пространства и времени. На шестом году жизни существенные сдвиги происходят в умении ребёнка ориентироваться в пространстве. Дети уверенно определяют направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях, замечают изменения в оформлении и оборудовании помещений. Ребёнок научается переносить ориентировку в окружающем пространстве на лист бумаги, создавая простейшие планы, схемы, и наоборот, двигаясь согласно планам, находить место предмета по схеме. Этому способствуют интересные игры-задания, особенно если они содержат соревновательный характер (Кто быстрее найдёт орешки для Белочки?), сюрпризный момент («поиск затонувшего корабля»). Включённость родителей в разработку схем-планов способствует развитию познавательной мотивации ребёнка. К шести годам ребёнок способен использовать приёмы сложного моделирования в практической деятельности – игре, аппликации, конструировании, бытовой деятельности, общении, используя накопленный сенсорный опыт.
На шестом году жизни успешно закрепляются и расширяются представления ребёнка о последовательности времен года, о времени суток, о таких временных характеристиках как «вчера», «сегодня», «завтра», о длительности времени – «час», «минутка» с опорой на внешний стимул (к примеру, песочные часы). Взрослым важно развивать умение определять и объяснять временную последовательность смены суток («вчера», «сегодня», «завтра»), событий «сначала – потом», «было – есть – будет», «раньше – позже»; показывать при помощи стрелки последовательность событий. Ребёнок успешно справляется с заданием расположить картинки в правильной последовательности изображённых явлений или событий (по сюжетам сказок, по природным изменениям, по последовательности трудовых операций и т.п.).
Быстро развивается социальная перцепция как способность воспринимать человека и оценивать его и собственное настроение, эмоциональное состояние сверстников и взрослых, предполагая их причину и последствия. На основе этого ребёнок способен проявить сопереживание, сочувствие и проявить адекватное поведение (пожалеть, помочь, порадоваться). Взрослые должны поощрять такое поведение и самим демонстрировать его, создавая, таким образом, образовательные ситуации в привычной жизнедеятельности ребёнка.
Активно развивается на шестом году жизни ребёнка художественная перцепция: восприятие всех видов произведений искусства. Ребёнок способен воспринимать характер и настроения литературных героев, образы живописи, музыкальные образы, разнообразные выразительно-изобразительные средства (красивый оборот речи, интонирование, цвет, красоту композиции гармонию музыкальных звуков). Процесс восприятия уже становится не только созерцательным, но и осмысленным, более глубоким и детальным, с богатым по объёму содержанием. Ребёнок может выделять в наблюдаемых явлениях множество признаков, определять признаки различия и сходства, замечать изменения.
Ребёнок шестого года жизни легко и надолго сосредотачивает внимание и запоминает эмоционально окрашенную (как позитивную, так и негативную) и вызвавшую интерес информацию. Поэтому так важно вызвать эмоциональный отклик, эмоциональную вовлечённость ребёнка в каждую деятельность, обсуждаемое событие, образовательный диалог, чтобы их содержание максимально легко и прочно осознавалось и запомнилось.
Ребёнок становится способным подчинять своё внимание интересам выполняемой деятельности. Если деятельность имеет для него высокую значимость, то он способен охватывать своим вниманием до 5–7 объектов одномоментно, сосредотачиваясь при смене видов деятельности до 30 минут. При этом проявляет умение переключать и распределять внимание. В целом, внимание становится более устойчивым и управляемым. Развитие внимания опосредует развитие памяти ребёнка.
Память становится центральной психической функцией, то есть именно она определяет ход и достижения всего познавательного развития. Ребёнок активно накапливает образы всех видов памяти: образной (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), двигательной и эмоциональной. Длительность сохранения образов памяти ребёнком (сколько времени помнит) и объём информации разный в зависимости от вида запоминания: в непроизвольной памяти (5–6 единиц), в произвольной логической памяти (9–11 единиц). Наиболее активно развивается зрительная и слуховая память. Количество слов или картинок, которые ребёнок может запомнить и воспроизвести возрастает до 6–7. Ребёнок начинает знакомиться и активно пользоваться специальными мнемическими приёмами – смысловой группировкой, смысловым соотнесением, классификацией. Однако чаще всего опирается на приём механического запоминания – многократное повторения.
Начинает развиваться произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи и развитием воли. По-прежнему, ребёнок успешнее справляется с заданием «запомнить», если понимает важность предлагаемой информации для выполнения какой-то значимой деятельности (особенно, правил игры, конструирования, выступления на утреннике). Эффективность запоминания и длительность сохранения прямо связаны с характером информации и формой её представления. Сохраняется общая закономерность – успешнее запоминается то, что соответствует ведущей деятельности – игре и представляется в игровой форме: ребёнок легко запоминает 7–9 названий овощей, которые надо «купить в магазине, для обеда», чем просто рассмотреть их картинки или прослушать, а потом ответить, что запомнил. К концу 6 года жизни ребёнок начинает использовать приёмы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки, переносит освоенные в игре приёмы запоминания на новый учебный материал, к примеру, считалки). Шестилетний ребёнок может проявлять умение к произвольному запоминанию, переключению и распределению внимания, сосредоточению в ситуациях заинтересованности в успехе. Поэтому похвала родителей, вознаграждение могут быть условием активизации произвольной памяти ребёнка.
Основная линия развития мышления на шестом году жизни ребёнка — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и наглядно-схематическому мышлению. Ребёнок активно формирует новые знания в форме простейших понятий и суждений. Ребёнок знает общие свойства предметов и явлений, учится устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между ними. Шестилетний малыш способен оперировать знаниями на основе обобщённых понятий и представлений (к примеру, «мерка», состав числа, разновидности плоских и объемных геометрических фигур, природные ресурсы – вода, солнечная энергия, энергия ветра, газ – и необходимость их бережного использования, отличительные признаки объектов и явлений неживой и живой природы и т.д.).
Ребёнок научается понимать и принимать учебную задачу, различать условия, содержание и вопрос, планировать её решениё, оценивать результат. Родители могут в повседневной жизни «тренировать» ум ребёнка решением обычных житейских задач: «Сколько булочек получит каждый член семьи, если мы испекли, к примеру, 9?». «Разложи поровну все конфеты», «Насколько больше у тебя ягод, чем у Яны?» и т.п.
Для ребёнка шестого года жизни характерно стремление «докопаться» до истины, высказать собственное суждение, поэтому дети проявляют любознательность, задавая многочисленные вопросы взрослым и прибегая к самостоятельному экспериментированию. Ребёнок активно использует уже не практические действия, а словесно-логические операции, активно применяя их при решении познавательных и практических задач, корректируя свои умственные действия для достижения желаемого результата (несколько раз переделывает конструкцию, аппликацию, перерисовывает рисунок, перестраивает починенную игрушку). Ребёнок при встрече с неизвестным смело выдвигает собственные гипотезы, строит суждения и делает умозаключения, использует планомерный анализ, дифференциацию, обобщения, абстрагирование и разнообразные, отличные от прежних, гибкие приёмы и способы действования (как в играх, так и конструктивной, трудовой деятельности). Взрослый может при затруднении ребёнка напомнить не само название действия, а сказать: «Вспомни, как ты это делал при….!».
Ребёнок осмысленно использует возможности самостоятельного экспериментирования в процессе поиска нестандартных, творческих решений практических задач. Поисковая познавательная активность ребёнка стимулируется осознанием им противоречий в явлениях природы, предметном мире, наблюдаемых проявлениях социальной жизни. Особенностью умственной активности ребёнка признаётся способность к критичной самооценке продуктивности, эффективность своей мыслительной деятельности («это я тут перепутал», «я ошибся, надо передать так…»). При этом ребёнок старается самостоятельно решить задачу и протестует против подсказок взрослых. Важно предоставить ему такую возможность, что станет условием развития способности к самостоятельному ответственному принятию решений.
Возраст от 5 до 6 лет характеризуется расцветом фантазии, которая проявляется как в ведущей деятельности – в игре, так и конструировании, рисовании, лепке, музыкальной, театрально-художественной и привычной бытовой деятельности. Дети любят и стараются самостоятельно создавать образы воображения: придумать свои собственные варианты танцев, песенок, стишков, рисунков, игр, раскладывания своих вещей, «прихорашивания» себя, нередко, манерничания. Часто проявляется собственное творчество при решении любых практических задач: одевание в детский сад, на прогулку, подготовка подарков к празднику, выбор игровых атрибутов, что позволяет выражать свою индивидуальность. Творческая активность шестилеток ярко проявляется в создаваемых ими мелодиях, танцах, движениях, словотворчестве; в стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения; в выражении своего личного отношения к окружающему миру и к возможностям его преобразования.
Активно используются образы всех видов памяти, их комбинирование для создания нового воображаемого образа (речевое фантазирование при завершении сказок, придумывание новых сюжетов; подражание голосам животных, «модельная походка» и др.), а также разные способы создания новых образов: приписывание несуществующих свойств знакомым предметам, приуменьшение или преувеличение, неожиданные и нетипичные превращения. Ребёнок шести лет способен различать образы воображении и реальные образы, поэтому уже не «пугается» изображения Дракона на картинке или Бабы Яги в театральной постановке.
Финькевич Л.В., Сялицкая А.Л.
В этом возрасте интенсивно идёт физиологическая перестройка детского организма, развиваются все жизненно важные системы, совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, устанавливается межполушарная асимметрия мозга (выделяется ведущее полушарие). У девочек раньше, чем у мальчиков созревает левое полушарие, обеспечивающее развитие словесно-логической памяти, осмысленного восприятия, рациональности в решении задач. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции действий и поведения ребёнка. К 7 годам на основе ее созревания возникает условное корковое торможение, что становится основой развития произвольности всех психических состояний, поведения, познавательных процессов.
Продолжается формирование способности ребёнка к произвольному управлению всеми познавательными процессами. Наряду с дифференциацией – обособлением – познавательных процессов начинается их интеграция, усиление взаимной связи и влияния: памяти и восприятия, мышления и памяти, восприятия и внимания др. Активно осваиваются новые перцептивные действия, формируются сенсорные эталоны (оттенки цвета, температуры, модальности звуков, интонирование, оттенки запахов и вкусовых ощущений, оценка длительности времени, пространственной удалённости, оттенки настроений людей, болевые ощущения). Ребёнок уже усвоил систему общественно выработанных сенсорных эталонов и продолжает осваивать их сигнальное значение: красный свет светофора – переход запрещён; зелёная ягода – незрелая и её есть нельзя. На седьмом году жизни ребёнок может осмысленно и целенаправленно использовать рациональные, наиболее адекватные способы действий при обследовании предметов, сравнении их свойств и функций.
Ребёнок может хорошо ориентироваться в восприятии своего тела – показывать и рассказывать, где находятся и как функционируют внутренние органы: (сердце расположено в груди, оно бьется, его размер примерно равен размеру кулака); органы дыхания (легкие), органы пищеварения (желудок, кишечник); кости. Это позволяет формировать знания и умения о том, как заботиться о своем здоровье: соблюдать правила безопасного поведения, избегать опасных предметов и мест в природе, правильно одеваться по погоде, при заболевании обращаться к врачу и выполнять его советы, положительно относиться к необходимым профилактическим осмотрам, прививкам. Ребёнок способен самостоятельно замечать изменения в природе и выбирать себе одежду, обувь, занятия соответственно погоде и в разные сезоны. Целесообразно предоставлять ему эту возможность самостоятельно принимать решения.
Развиваются возможности ребёнка к восприятию сложных социальных явлений: поведения, общения, конфликтов, психических состояний людей (настроение, усталость, плохое самочувствие), литературных персонажей. Взрослый может «подтолкнуть» ребёнка к оцениванию социальных явлений и формированию его социальных умений, компетентности во взаимодействии, профилактике и разрешению конфликтов.
Дети 6–7 лет хорошо ориентируются в направлениях пространства, взаимном расположении предметов, текучести времени. Они способны к децентрации при восприятии художественных произведений, то есть уже не идентифицируют себя с каким-то одним героем, а могут оценить ситуацию с позиции зрителя, с разных точек зрения, с позиции каждого персонажа. Ребёнок отличается высокой чувствительностью и отзывчивостью к восприятию красоты, поэтому так важно эстетическое оформление окружающего его пространства, как предметного, природного, так и социального.
Развивается социальная перцепция как способность воспринимать и оценивать отношения между людьми. Ребёнок наблюдателен, замечает тонкие оттенки в отношениях и поведении людей (взрослых и сверстников), что становится предметом его разговоров с родителями с целью познания «что такое хорошо и что такое плохо?». Нередко, ребёнок может использовать свои наблюдения для того, чтобы строить разные «выгодные» модели поведения с каждым из родителей, бабушкой и дедушкой, воспитателями, сверстниками (взрослые наблюдают, что «из мамы верёвки вьёт, а с папой – само послушание!»). Очевидно, что такие проявления социальной гибкости ребёнка обеспечивают ему хорошую адаптацию к разным условиям жизнедеятельности, однако они требуют контроля и при необходимости – в ситуациях запредельно-этических форм – коррекции.
Усвоенная к этому возрасту система сенсорных эталонов обеспечивает адекватность обследовательских действий: в 7 лет ребёнок способен к планомерному рассматриванию картинки, описанию её содержания и объяснению события, поведения персонажей. Улучшается качество слухового и зрительного восприятия: ребёнок воспринимает зашумлённые звуки, наложенные изображения, разные оттенки цветов, разнообразные плоскостные и объёмные формы, точно употребляя их названия. Ребёнок может различать и точно определять жанры литературных, музыкальных произведений, изобразительного, театрального искусства.
Ему доступно определить и описать настроение, характер литературного (фольклорного) произведения и его героев, пересказать прозаические произведения (рассказ, сказку и др.), используя средства языковой выразительности. Совершенствуется умение выделять в предметах одинаковые признаки и находить различия, изменения, выстраивать сериационные (последовательные) ряды не только по одному, но и по двум-трём признакам. Развитие восприятия характеризуется формированием перцептивно-интеллектуальных действий, что позволяет семилетнему ребёнку использовать приёмы сложного моделирования в практической деятельности – игре, аппликации, конструировании, бытовой деятельности, общении (геометрические фигуры, цвета и их оттенки, музыкальные звуки, звуки речи, эталоны пространства, вкусовые ощущения).
Ребёнок умеет активно использовать сложные формы мнемической деятельности: приёмы логического запоминания (смысловое соотнесение нового с уже известным, смысловая группировка, упорядочивание материала по смысловым опорным пунктам), приёмы наглядного моделирования (пиктограммы, схемы, ассоциации) для припоминания, воспроизведения информации, приёмы самоконтроля при запоминании, сохранении и воспроизведении материала (повторяет, исправляет свои ошибки, переносит освоенные в игре приёмы запоминания на новый учебный материал), охватывая своим вниманием до 5–7 объектов одномоментно, сосредотачиваясь при смене видов деятельности до 30 и более минут. Развивается наблюдательность, совершенствуется умение произвольно переключать своё внимание с одной деятельности на другую, распределять его между двумя-тремя объектами.
Ребёнок седьмого года жизни способен самостоятельно ставить перед собой цель запомнить. Особенно способствуют этому предвосхищение последствий деятельности, поступка (похвала или порицание родителей, восхищение или осмеяние сверстников). В этом возрасте интенсивно развивается зрительная, слуховая и двигательная память. В результате всего этого происходит развитие зрительно-моторной координации ребёнка, что видится важной предпосылкой формирования навыков письма. Количество слов или картинок, которые ребёнок может запомнить и воспроизвести возрастает до 7–9. Он быстро запоминает стихотворения, имеющие чёткий ритмический рисунок и рифму. Ребёнок продолжает овладевать специальными мнемическими приёмами – смысловая группировка, смысловое соотнесение, классификация. Формируется произвольная память, связанная с возрастанием регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения и деятельности. Важно, что при интенсивном развитии произвольной, совершенствуется и непроизвольная память ребёнка. Совершенствование непроизвольной памяти способствует тому, что легко запоминается и надолго сохраняется информация, вызвавшая у ребёнка удивление, интерес, имеющая социально ценное содержание. В этом возрасте в процессе активного освоения речи развивается словесная память. Благодаря овладению смысловой группировкой, ребёнок успешно запоминает содержание более длинных рассказов и сказок и может их пересказать, последовательность операций в трудовой и художественной деятельности.
В целом, к 7 годам ребёнок овладевает многими специальными приемами запоминания, и память становится управляемой, произвольной. Ребёнок испытывает потребность добиваться более продуктивного запоминания, поэтому он охотно и осознанно овладевают приемами смысловой обработки, упорядочивания материала – активной ориентировкой в материале, установлением конкретных связей; приемами логического запоминания – смысловым соотнесением, смысловой группировкой, выделением опорных пунктов.
Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов начинает занимать мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, на основе которого становится возможным формирование обобщенных абстрактных понятий и оперирование ими при решении практических и умственных задач. Ребёнок начинает не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать и понимать связи и зависимости между ними (например, отношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т.д.). Словесно-логические операции определяют содержательную характеристику интеллектуальной деятельности ребёнка 7 лет.
Детей 7-го года жизни отличает способность оперировать большим запасом объективных знаний об окружающем мире и себе, знаниями гипотетического характера. Ребёнка этого возраста отличает планомерность анализа условий задачи, дифференцированность обобщений, способность к абстрагированию и обобщению, гибкость, самостоятельность и продуктивность мышления. Быстро начинают развиваться сложные формы мыслительной деятельности: ребёнок седьмого года жизни уже способен делать умозаключения не только со зрительной опорой, но и в уме.
В этом возрасте интенсивно развивается символическая функция сознания и ребёнок с лёгкостью осваивает разные знаковые системы (буквы, цифры, условные обозначения), поэтому этот возраст сензитивен для обучения. При группировании предметов ребёнок может учитывать два и более признаков, сопоставлять их, анализировать и рассуждать. Дети способны выдвигать элементарные гипотезы относительно разнообразных проблем и строить суждения, умозаключения для их проверки и доказательства (К примеру, проблема «Без чего человек не может жить?», «Почему птицы улетают в тёплые края, а рыбы не уплывают в тёплые моря?», «Почему папе можно есть разные чипсы, а мне нельзя?»).
Развиваются все мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, классификация, что обеспечивает ребёнку возможность совершенствовать понимание и принятие учебных задач. Ребёнок 7 лет осознаёт структурные компоненты своей мыслительной деятельности, оценивает её эффективность, проявляя критичность. Так, если он сталкивается с недостатком информации, задаёт вопросы или сам ищет её; если не уверен в правильности сравнения – обращается за помощью или пробует разные способы действования.
Ребёнок, стремясь отыскать истину, получить ответы на волнующие вопросы, все чаще включаются в экспериментирование. Он уже способен решить задачу не только в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, чем может закончиться процесс и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если ребёнок будет применять адекватные мыслительные средства, с которыми его необходимо познакомить взрослому. Среди доступных ребёнку седьмого года средств мыслительной деятельности выделяют: схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления о системе признаков, которыми могут обладать объекты; представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представление о цикличности изменений): о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов (к примеру, геометрических фигур) в результате различных воздействий, о развитии растений и т.д. Ребёнок готов к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами предметов и явлений, и отношениями между ними, им доступно понимание общих связей, закономерностей, принципов, лежащих в основе научных знаний в сфере живой и неживой природы, культуры, техники, человеческой деятельности и взаимоотношений. К примеру, отношения взаимной зависимости и помощи для общего успеха хорошо могут быть проиллюстрированы схемой действий Лебедя, Рака и Щуки из одноименной басни Н.Крылова. К концу 7-го года жизни ребёнок способен обладать относительно большим запасом объективных представлений об окружающем мире и о себе, а также знаниями гипотетического характера, проявляющимися в догадках, предположениях, вопросах-гипотезах. Благодаря этому развивается и эмоциональная сфера ребёнка: он начинает переживать разнообразные интеллектуальные чувства и эмоции – удивление, сомнения, любопытство, огорчение при неудачах, восторг при неожиданных открытиях и др.
В период 6–7 лет продолжается интенсивное развитие всех видов воображения ребёнка – эмоционального и познавательного. Ребёнок всё чаще обращается к творческим формам воображения, хотя пользуется и репродуктивным – в ситуациях решения типичных задач не стоит «изобретать велосипед». Может целенаправленно использовать защитную функцию воображения, чтобы отстраниться от негативных переживаний, страхов. Постепенно происходит переход от аффективного к творческому познавательному воображению, необходимому для решения нестандартных задач, ответов на вопросы при недостатке информации. Ребёнок с удовольствием и радостью прибегает к разнообразным способам создания новых образов и используеть их во всех видах своей деятельности. Дети 7 лет различают реальный и воображаемый мир, реальные последствия действий, поступков от воображаемых, обосновывая свои выводы. Могут применять широкий круг замещающих действий, образов, символов (перевоплощений в игре, театральной деятельности, привычной бытовой деятельности, сочинительстве собственных историй, стихов, сказок, рисовании «мультфильмов», дизайне своей комнаты и др.).
Успешность ребёнка и достижение им возрастно-нормативных показателей познавательного развития определяются не только биологическими предпосылками, но условиями его жизнедеятельности, содержание которых определяется полноценностью предметно-пространственной среды и развивающим характером взаимодействия с взрослыми, в первую очередь, с родителями как главными посредниками в социализации и развитии личности в раннем и дошкольном детстве.
Финькевич Л.В., Сялицкая А.Л.
Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир и им интересно всё попробовать на практике.
Важно помнить, что уже в раннем возрасте складываются предпосылки трудовой деятельности, формируются побуждения к простейшим трудовым действиям.
Детям всегда свойственно подражание. Именно подражание побуждает малышей к активной трудовой деятельности. Ребенок наблюдает за тем, что делает взрослый и у него возникает желание делать тоже.
В первую очередь малыша привлекает внешняя сторона труда (незнакомые орудия и материалы, действия). При включении ребёнка в трудовой процесс следует опираться на их интерес к трудовой деятельности взрослого, желание оказывать ему помощь действовать рядом.
Элементарная трудовая деятельность ребёнка носит неустойчивый характер. Малыша привлекает не столько результат, сколько процесс труда.
Деятельность ребёнка вызвана эмоциями и желаниями. Задача взрослого – постараться сделать для малыша полезный труд привлекательным и интересным.
Рекомендации для заботливых родителей
Для малыша важнейшее средство трудового воспитания – игра. Малыши в своих играх часто подражают действиям взрослых. Труд легко превратить в игру.
Например, малыши очень любят играть предметами домашнего обихода, поэтому с удовольствием и интересом «примут участие» в стирке белья (положат вещи в стиральную машинку, нажмут кнопочку).
Еще детям нравится участвовать в приготовлении еды. Даже крохотному ребенку можно доверить «высыпать» и «помешать» составляющие ежедневных или праздничных блюд.
Никогда не заставляйте ребенка насильно помогать вам. Очень важно взрослым уметь давать поручения, которые по силам малышу. Если малыш отказывается собирать игрушки, потому что это скучно или он устал, придумайте соревнование: кто быстрее – я или ты? предложите закатить машинку в гараж, куклу уложить спать, помочь игрушке найти свой дом.
Умение правильно оценивать возможности ребёнка, индивидуальные и возрастные особенности не менее важно, чем умение привлечь к работе.
В дошкольном возрасте ребенку посильны только четыре вида труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.
Обучая малыша одеваться, завязывать шнурки наглядно и медленно показывайте эти действия, способ их выполнения сопровождайте объяснением, соответствующими стихами (потешками, поговорками).
Усилия ребенка часто не достигают результата (обе ноги попадают в одну штанину, туфли обуты не на ту ногу, пальчики не попадают в свои домики и т.д.), но помните: «Ваш малыш всегда старается!!!»
Обязательно хвалите ребенка за старания, подбадривайте словом, поощряйте попытки самостоятельности, поддерживайте проявления инициативы малыша.
Малыши часто совершают много промахов (бьют посуду, проливают на стол остатки еды). Старайтесь не заострять внимание, а тем более наказывать. Для успешного выполнения ребенком поручения создайте положительную эмоциональную атмосферу, предварительно покажите образец правильного выполнения задания или поручения, напомните последовательность его выполнения в корректной и простой форме.
Ваша помощь необходима ребенку, чтобы он не ощущал своей неумелости, не огорчался, не терял веры в свои силы.
Дети очень хотят быть значимыми, они с гордостью выполняют разнообразные поручения (помогают накрывать на стол, полить растения, протереть пыль, совместно со взрослым почистить ковры пылесосом и т.д.).
Привлекайте внимание ребенка к результатам труда, демонстрируйте значимость его помощи другим близким людям.
В силу своей активности малыш стремится быть рядом с вами, действовать, как вы. Постарайтесь своим поведением и поступками быть примером для ребенка.
И как говорится «Терпение и труд все перетрут!»
Поддубская Н.О., Василенко О.Н. Рекомендации для родителей по социально-нравственному и личностному развитию детей раннего и дошкольного возраста в различных видах деятельности
Кто из нас, родителей, не мечтает, чтобы ребенок вырос «хорошим человеком», «человеком с большой буквы». Мы уверены, что научить его любить близких и заботиться о них, уважать старших, быть патриотом своей Родины сумеем…
Возрастные периоды жизни личности характеризуются показателями ее социального развития: взаимодействия со взрослыми, общения со сверстниками и другими людьми, познания им окружающего мира предметов и явлений, поступков и чувств, его отношения к общечеловеческим ценностям и национальным культурным традициям.
Формирование у ребенка позитивного отношения к себе, окружающим людям, а в первую очередь – к собственным родителям, бабушкам, дедушкам, взрослым и сверстникам, закладывает основу социально-нравственного и личностного развития.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»
«Дух семьи», основывается на положительных эмоциональных отношениях детей и родителей между собой, передаче опыта старших поколений, традиций, культуры поведения и отношений – является определяющим в социально-нравственном и личностном развитии ребенка.
Первый опыт взаимодействия, способы поведения и общения, умения понимать и познавать ребенок приобретает в семье. В его рассуждениях и поступках, как в зеркале, отражаются моральные и ценностные установки мамы и папы. В силу небольшого жизненного опыта, недостатка знаний или умений ребенку не под силу определить и проявить соответствующее поведение, дать верную оценку происходящему. Важно, чтобы близкие люди были для него примером, образцом и он хотел им подражать, чтобы они систематически, предоставляли ему возможность упражняться в хороших и добрых поступках.
Возрастает роль семьи и в воспитании у ребенка патриотических чувств, нравственных качеств личности. И в наше время слова педагога А.С.Макаренко «… наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» – актуальны в определении значимости конечного результата социального, нравственного и патриотического воспитания детей.
Ответственность за свое здоровье – в руках каждого…
Каждый из нас мечтает, чтобы ребенок был здоровым, крепким и сильным. Часто, радуясь за его физические данные (рост и вес), мы забываем о том, что это не гарантирует ему крепость здоровья на последующие годы.
У детей, которые в семье приобщаются к здоровому образу жизни, постоянно видят положительный пример родителей, постепенно воспитывается желание делать зарядку, чтобы быть сильным, закаливаться, есть продукты, полезные для здоровья, чтобы не болеть, проявляется интерес к участию в соревнованиях, путешествиям, подвижным играм, различным видам спорта. Важно заботиться об оптимальном двигательном режиме, двигательной активности, чтобы развивать у ребенка ловкость, гибкость, подвижность, выносливость и т.д.
Первоначальные представления ребенка о личной гигиене, культуре питания, основах безопасности жизнедеятельности, развитие у него потребности самостоятельного руководства поведением предусматривают воспитание бережного и ответственного отношения к своему здоровью, обеспечение развития таких качеств личности как целеустремленность, инициативность.
Как воспитать у детей безопасное поведение не только дома?
Согласитесь, воспитание безопасного поведения, формирование осознанного отношения к своей безопасности и безопасности окружающих тоже гарантируют сохранение жизни и здоровья вашему ребенку. Важно, помочь ребенку осознать понятия «опасно» и «безопасно». Без вашей помощи ребенку сложно уяснить, что опасность могут представлять как предметы, явления природы, так и незнакомые люди.
Интернет в наши дни вовлекает ребенка уже с младшего, а то и с раннего возраста в свой виртуальный мир посредством игры, прослушивания или просмотра сказок и мультфильмов, общения в интерактивном режиме. Использование ребенком информационных средств увлекает, развивает, обучает и социализирует его. Однако это несет и потенциальную угрозу вреда для жизни и здоровья ребенка без контроля родителей за продолжительностью использования интернет ресурсов и содержанием информации.
Уважаемые мамы и папы! От того, какие комфортные условия для роста и развития здорового ребенка мы создадим, сумеем ли мы стать для ребенка примером, поддержкой и защитой в познании окружающего мира: мира предметов, людей, отношений, какие события современности и исторического прошлого семьи и страны отразятся в его чувствах и сознании, зависит развитие социально-нравственной личности ребенка.
10 основных условий для художественного развития ребенка в семье, о которых следует рассказать родителям
Борцы сумо (для детей 5-7 лет). Этот вариант подходит для игры 2 детей дома: наденьте на малышей просторные футболки папы, засуньте под них самые пухлые подушки, которые найдёте в доме, и закрепите поясом на талии. Осталось символически отметить границы ринга лентой или цветной верёвкой на ковре, и можно выпускать бойцов на арену.
Гонки черепах (для детей 4-6 лет). Подушкам можно найти и иное применение. Опускайтесь всей командой на четвереньки, становитесь на отметку «Старт», кладите на спину по маленькой диванной подушке… И, резво перебирая «лапами», торопитесь к Финишу. Подушка упасть не должна! Главная прелесть такой гонки — она подходит и для развлечения целой группы детишек в гостях, и для одиночной игры мамы с ребенком дома.
Классики (для детей 3-6 лет). Цветной скотч с успехом заменит мелки, чтобы расчертить пол в коридоре на обычные классики для прыжков. Делайте это вместе с детьми, так вы займёте их дважды: сначала разметкой будущей игровой площадки, а затем весёлыми прыжками. Используйте малярный скотч, он почти с любых поверхностей отклеивается без проблем.
Весёлый дартс (для детей 4-5 лет). Если, помимо скотча, в доме найдутся клейкие полоски 3m command для плакатов, можете смело рисовать на обоях мишень, вытаскивать из ящика с игрушками попрыгунчики, воланчики и резиновые мячи и вызывать младшее поколение на состязание в меткости. А можно переместить мишень со стены на пол и закатывать в неё шарики так, чтобы они не перелетали за отмеченные скотчем границы. Чей снаряд остановился ближе к центру, тот и победитель.
Всемогущий скотч (для детей 4-7 лет). С малярным скотчем игры-конкурсы для дома детям можно придумывать десятками. Соревноваться, кто дальше прыгнет, отмечая преодолённое расстояние кусочками ленты разного цвета. Проложить по всей квартире длинную полоску и ходить по ней, как по канату, стараясь не оступиться, причём делать это можно как по очереди, так и «змейкой», положив руки на плечи впереди идущего. Класть в ложки шарики для пинг-понга и в быстром темпе проходить расчерченный на полу лабиринт — кто справился первым и не уронил шаткий груз, получает приз. Способов много.
Кегельбан (для детей 5-7 лет). Назначайте на роли кеглей старые пластиковые пирамидки и башни из 2-3 кубиков, заменяйте шар для боулинга обычным мячиком. И принимайтесь выбивать очки!
Попробуй, наступи (для детей 3-4 лет). Смысл игры: один участник берёт в руки конец верёвки длиной 1-1,5 м и возит её за собой по полу, быстро перемещаясь по комнате, а другой старается наступить на свободный конец ногой. Как только ему это удалось, игроки меняются ролями.
Танцпол для призраков (для детей 3-6 лет). Все драпируются в платки, полотенца или простыни белого цвета, после чего принимаются кружить по комнате, завывая на разные лады. К слову, помимо задачи развлечь ребятню, Танцы призраков с полным правом могут называться развивающими: в возрасте до 4-5 лет игра для детей дома послужит усовершенствованию навыков ориентации в пространстве. А вот вне квартиры, где обстановка незнакома ребёнку, в неё лучше не играть.
Поиск клада (для детей 4-7 лет). Спрячьте в доме несколько мелких призов по числу участников игры и выдайте каждому подсказку. Это могут быть расклеенные в незаметных местах стикеры, распечатанные на принтере фотографии предметов, в которых спрятаны следующие подсказки, или рифмованные загадки. Смысл один: решая одну головоломку за другой, отыскивая метки, искатель сокровищ должен добраться до конца пути и главного приза. Но имейте в виду, что квартирные квесты хороши, лишь если вы собираетесь играть с ребенком дома вдвоем или пригласить 2-3 его друзей.
Многим родителям кажется, что на прогулке ребенку достаточно площадок, самокатов и общения со сверстниками. Отчасти это правда, но важно взаимодействие именно между детьми и родителями. Какие интересные игры для прогулок помогут родителям и детям весело и с пользой провести время на свежем воздухе?
«Посчитай» (для детей 3-5 лет)
Дайте ребенку задание собрать пять камней. Каждый камень нужно отнести в определенное место. Обязательно озвучивайте, какой по счету камень принес ребенок. Игра может стать соревнованием: наперегонки собрать нужное количество вещей. Еще один вариант: посчитать, какова длина дома или ширина тротуара в шагах.
«Повтори движение» (для детей 3-4 лет)
Называйте движение и выполняйте его. К примеру, говорите «Поднять левую руку» и одновременно поднимайте руку. Ребенок должен в точности повторить ваше действие. Постепенно усложняйте задачу. Говорите «Поднять левую руку», но при этом путайте ребенка и поднимайте правую руку. Задача ребенка – не запутаться и выполнять именно то, что вы говорите. Затем можно поменяться ролями. Игра хорошо развивает зрительное и слуховое восприятие информации, помогает изучить свое тело и его возможности, тренирует способность к подражанию. Повторение движений позволяет быстрее научиться новому.
«Нарисуй и пройди» (для детей 3-7 лет)
Возьмите на прогулку мелки для рисования на асфальте или просто найдите палку, которой можно рисовать на песке, земле или снегу. Чертите параллельные линии, зигзаги, геометрические фигуры, дорожки и просите ребенка пройти или пробежать по ним, не заступив за край. Потом скажите, что нарисованная дорожка или фигура – это ручеек или овраг, через которые нужно перепрыгнуть. В качестве «передышки» можно рисовать лица с разными эмоциями и предложить ребенку повторить их.
«Отыщи» (для детей 4-6 лет)
Вы описываете некую «пропавшую» вещь, а ребенок должен определить, что вы описываете. «Пропасть» может как вещь, которая находится в поле зрения ребенка, – тогда ему необходимо к ней подбежать, так и вещь, которую ребенок в данный момент не видит, – в этом случае ее достаточно назвать. Например, вы говорите «высокая, деревянная, желтая (горка)», «кирпичный, пятиэтажный, квадратный (дом)» и так далее.
«Найди цвет» (для детей 3-6 лет)
Выберите известного ребенку персонажа – героя из мультика, сказки или придуманное существо. Медленно начинайте говорить «Герой называет цвет… зеленый!». Задача ребенка – добежать до предмета такого цвета, а ваша задача – его поймать. Если «герой» ловит ребенка раньше, чем он коснется зеленого предмета, наступает его очередь быть ведущим. Цвета нужно менять и можно придумывать какие-то несуществующие названия.
«Двигайся, как…» (для детей 2-4 лет)
Вы называете животное или птицу и предлагаете ребенку показать, как они двигаются и какие звуки издают. На следующем этапе ребенок дает задание вам. После нескольких «туров» добавьте активности: пусть животное, которое показывает ребенок, догоняет животное, которое показываете вы, и наоборот. Например, ребенок прыгает как заяц, а вы догоняете его как рак.
«Пробеги» (для детей 4-6 лет)
Разнообразим традиционный бег. Выберите площадку или территорию, на которой будет как можно меньше препятствий и людей, и давайте ребенку задания. Например, на первом этапе ребенок должен будет пробежать заданный путь как обычно, на втором – задом наперед, на третьем – проскакать как заяц, на четвертом – бежать и кукарекать, на пятом – прыгать на одной ноге, на шестом – сделать несколько забегов подряд, касаясь линии старта и финиша. Можно соревноваться с ребенком и начислять баллы за каждую победу.
Поэтому гулять с ребенком необходимо в любое время года и в любую погоду, а длительность прогулки стоит регулировать в соответствии с погодными условиями. Даже короткие 15-20 минутные прогулки при неблагоприятных условиях погоды дают детям эмоциональную и физическую зарядку.
«Семейные правила».
Соберите всю семью и составьте список семейных правил. Например, «Мы тихо говорим друг с другом», «Мы всегда говорим правду» и т.д. Вывесите список допустимого и недопустимого поведения, и в доме будет мир, родителям будет легче поддерживать у детей дисциплину, а дети будут точно знать, что от них требуется.
«Рассказы о старых временах».
Чаще рассказывайте детям о событиях из своего детства, интересных случаях из прошлого ребенка, о которых он уже забыл. Анализируйте эти истории в позитивном ключе, подчеркивайте ценные качества членов семьи, которые проявились в этих событиях. Дайте понять ребенку, что они особенные и любимые, и что вам дороги все воспоминания, связанные с их рождением и детством.
«Золотые яблоки».
Обсудите с ребенком слова, которые вызывают приятные эмоции. Вырежьте из плотной бумаги яблоки и напишите эти слова на яблоках. Приклейте яблоки на плакат и повесьте плакат на видном месте, чтобы напоминать членам вашей семьи о необходимости говорить друг другу слова одобрения.
«Характер каждого из нас».
Обсудите положительные качества каждого члена семьи. Для каждого члена семьи напишите эти качества на отдельном плакате. Периодически вывешивайте плакаты на видное место, чтобы поднять самооценку каждого и напомнить членам семьи, что в друг друге нужно прежде всего ценить всё хорошее, что у него есть.
Титовец Т.Е. Методические рекомендации для педагогических работников учреждений дошкольного образования по использованию информационных материалов для родителей, способствующих развитию личности ребенка в различных видах деятельности
Современные семьи живут в разных квартирных условиях, имеют разные возможности для организации детского уголка дома, и, всё же, важно, чтобы в каждой семье была создана соответствующая возрастным особенностям и индивидуальным потребностям развития малыша развивающая предметно-пространственная среда, то есть такая обстановка, в которой бы ребёнок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всём его разнообразии. При этом, чтоб инициативу проявлял именно малыш, а взрослые только изредка использовали незначительное косвенное руководство. Желательно, чтоб ребёнок осваивал всё пространство квартиры: мог действовать, играть и в ванной комнате, и в прихожей, и на кухне. При этом у него должно быть и свое пространство, оборудованное с учетом его психофизических особенностей и возможностей. Для ребенка дошкольного возраста очень важно, как организована среда, которая его окружает, насколько эта среда доступна его восприятию, пониманию, и как она может удовлетворять его потребности. Вместе с тем нужно прилагать все силы, чтобы окружающая ребенка обстановка не причиняла ему вреда. В помещении должно быть светло. Расширяя поле деятельности детей, следует заботиться о разумном сочетании зон деятельности: книги, мольберты, мозаика должны находиться ближе к свету. Идеальным решением будет создать для детей дома ситуацию активного поиска, чтобы что-то использовать, нужно встать, пройти, пробежать.
Ребёнок сам по себе деятель, исследователь. Поэтому полезно создать элементарную детскую лабораторию, например, собрать в ящичке нужные для детского исследования предметы: магниты, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, маленькие весы, компасы и многое другое. Постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия с ними, объяснять для чего и что нужно, где и как используется.
Время, которое дошкольник проводит дома, можно разнообразить и сделать более интересным и увлекательным, для этого не так много требуется – не бойтесь придумывать и фантазировать: использовать в деле можно практически все! Отсейте опасные предметы, уберите ценные вещи, а остальное отдайте для изучения ребёнку, и пусть ваша фантазия превратит каждый день в увлекательное приключение!
Среда должна мотивировать на естественную деятельность по возрасту и способствовать тому, чтобы внимание не рассеивалось на отвлекающие изображения и лишние предметы.
В раннем возрасте – это движение, активность по исследованию окружающего мира – залезть, открывать шкафы, вытаскивание и заталкивание всего везде. В более старшем возрасте, открытых полок с расставленными игрушками, материалами для творчества и для любимых занятий становиться больше, но правило остается тем же – нужно избегать большого количества игрушек, захламления и завалов. Периодически разбирайте вместе с ребенком коробки с игрушками, отбирая те, для которых найдется свой «домик», место, куда ребенок может ставить или убирать. Все остальное – отложите или передайте другим детям (по согласованию с самим ребенком). Ставьте ограничения и правила, которые ребенок должен учесть при выборе игрушек. Можно договариваться о том, в какое время вы будете пересматривать убранные игрушки, чтобы заменить то, что уже не интересно на «новые». Сохраняя и возбуждая интерес к играм и игрушкам, вы тем самым увеличиваете их полезность и развивающий потенциал.
Чтобы было интересно, вовсе не значит, надо покупать «яркие, броские, гремящие игрушки. Психологи отмечают, что обилие пестрых игрушек рассеивает внимание и ограничивает деятельность, например, до простого нажимание кнопки. Игры и задания должны быть в зоне того, что доступно для понимания и для деятельности по возрасту.
Имеет значение и то, как вы предлагаете ребенку играть, как даете игровое задание. Если игрушку поставить на полку или дать в руки – она не всегда вовлекает ребенка в деятельность. Лучше всего, когда Вы привносите новую игру в уже существующие игровые моменты с ребенком. Например, начинаете увлеченно строить гараж рядом с ребенком, который возит машинку.
При оборудовании пространства для занятий с ребенком важно еще одно универсальное правило – место для занятий нужно очистить пространство от лишних «отвлекаторов». Картинки, изображения на детских столах, заваленные полки и расставленные на столе игрушки затрудняют концентрацию внимания на деятельности. Постарайтесь убрать из поля зрения все то, что лишнее. Информационная загруженность современных детей, чрезмерная зрительная и слуховая бессмысленная стимуляция лишь рассеивает внимание.
Оборудуя пространство для занятий важно помнить, что каждый предмет должен работать на комфорт и на то, чтобы максимально обеспечить удобство и доступность.
Титовец Т.Е. Методические рекомендации для педагогических работников учреждений дошкольного образования по использованию информационных материалов для родителей, способствующих развитию личности ребенка в различных видах деятельности
Титовец Т.Е. Методические рекомендации для педагогических работников учреждений дошкольного образования по использованию информационных материалов для родителей, способствующих развитию личности ребенка в различных видах деятельности
Титовец Т.Е. Методические рекомендации для педагогических работников учреждений дошкольного образования по использованию информационных материалов для родителей, способствующих развитию личности ребенка в различных видах деятельности