Советы дефектолога

Когда следует обращаться за помощью к детскому логопеду?

Когда следует обратиться за помощью к детскому логопеду?

Проблема обращения к такому специалисту, как детский логопед, встает перед каждой мамой с малышом 2-6 лет – в период активного становления его речи. Когда же действительно стоит к нему обратиться и чем он может быть полезен ребенку?

На что же обратить внимание у своего ребенка:

  • если в 3-3,5 года

- ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;

- в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;

- он не повторяет за Вами слова,

- или Вы совсем не понимаете его речь (при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);

  • если в 4 года

- у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),

- не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй (при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);

если в 5-6 лет

- все еще есть проблемы со звукопроизношением,

- ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,

- допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).

Все это может быть поводом получить совет у такого специалиста, как логопед в детском саду или детский логопед в поликлинике.

Детский логопед поможет:

  • скорректировать произношение. Кроме того, логопед в детском саду увидит и предупредит и другие нарушения, например, баттаризм (нечеткость произношения, «проглатывание» слов), заикание и другие;
  • подготовить ребенка к школе, в частности, к освоению грамоты. Логопед в детском саду не только должен проконтролировать общую речевую подготовку малыша, но и предупредить, если будет такая необходимость, нарушения типа дислексии (неспособность к чтению) или дисграфии (к письму), вовремя направив ребенка с специалисту;
  • провести занятия, направленные на общее развитие речи, как групповые, так и индивидуальные. В том числе подобные занятия логопед в детском саду может проводить и с младшими группами по договоренности с заведующей и родителями. Они направлены на расширение словарного запаса, становление грамотной речи и т.д. Также подобные занятия проводит детский логопед в поликлинике или специальном центре, и их не лишним будет посетить с любом случае

Организация работы учителя-дефектолога в ПКПП

В ПКПП коррекционная работа ведётся целенаправленно и систематически. Первичное обследование  всех детей ГУО " Детский сад № 70 г Гродно"  проводится ежегодно в январе и по мере поступления новых  детей в ГУО. В мае дети, нуждающиеся в коррекционной помощи, диагностируются специалистами ГЦКРОиР.

Углубленное обследование   и распределение по группам детей с ОПФР, зачисленных на занятия в ПКПП, проводится в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года. Основной целью обследования является выявление речевых способностей детей:

-уровня развития общих речевых навыков;

-состояние речевой моторики;

-состояние звукопроизношения;

-общее развитие ребёнка;

-уровень понимания речи;

-состояние соваря;

-уровень развития лексико-грамматической стороны речи (словообразование, словоизменение);

-уровень развития связной устной речи (составление рассказа по картинке, по серии картин; пересказ; рассказ-описание или рассказ по представлению).

Не менее важной целью обследования является выявление сопутствующих нарушений:

-внимания;

-памяти;

-логического мышления;

-мелкой моторики пальцев рук;

-общей моторики.

Результаты обследования заносятся в индивидуальную карту углубленного психолого-педагогического обследования ребёнка.

На основе материалов обследования организуется коррекционная работа с дошкольниками с ОПФР. Основной формой организации коррекционного процесса в ПКПП являются групповые (по 5-6 детей), подгрупповые и индивидуальные занятия. Тематика занятий, последовательность  определяются с учётом возможностей и потребностей детей.

Индивидуальные занятия  планируются с учётом результатов психолого-педагогического обследования, речевых возможностей, характера нарушений ребёнка.

Реализуя комплексный подход к преодолению речевых нарушений необходимо осуществлять взаимосвязь в работе с воспитателями, физкультурными и музыкальными  работниками, родителями. Основная цель взаимодействия—создание условий для преодоления речевого нарушения, которые наиболее соответствовали бы возрастным особенностям и индивидуальным возможностям развивающейся личности ребёнка.

Консультирование педагогов учреждения образования, родителей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания проводится согласно  плану и по запросам, имеется материал к запланированным консультациям. Воспитателям предоставляется информация о речевых нарушениях, их характеристиках, видах коррекционных упражнений, даются рекомендации в устном и письменном виде.